Вот такая у нас погода

Яндекс.Погода
Маленькие жадинки
01.05.2010 22:23
моё!Малыш ни за что не хочет ни с кем делиться игрушками?
Надо ли с этим недостатком бороться и как можно помочь крохе спокойнее относиться к своим любимым вещам?

Все вокруг мое! Мое!
Мячик мой, мое ружье!
Это только каша
не моя, а ваша.

Подобную картину нередко можно наблюдать на детской площадке: „Доченька, не жадничай, — говорит мама, — дай Даше поиграть с твоей куколкой. Смотри, как она просит". Но малышка только сильнее прижимает к груди свое сокровище — подаренную на днях восточную красавицу. Мама проявляет настойчивость, но все заканчивается детскими горючими слезами. Если вы периодически попадаете со своим ребенком в похожую ситуацию, то стоит немного задуматься, как выйти из нее без детских переживаний.

 

В защиту частной собственности

Каждый ребенок очень трепетно относится к тому, что ему принадлежит. „Мое" — это почти святое. Потому что его игрушки, его книжки, его одежда — это его мир, практически часть его самого. И если вдруг берут его личные вещи, он недоумевает: иногда протестует, иногда пытается силой вернуть свою собственность. Это абсолютно нормальная реакция, и она, как это ни странно, свидетельствует о правильном развитии вашего малыша.

Даже большинство взрослых приведет в недоумение предложение дать кому-то покататься на их личном автомобиле. Ребенка же подобные просьбы тем более могут шокировать. Он считает себя центром Вселенной. Щедрость и бескорыстие — пока недоступные для него категории. Они обязательно войдут в его жизнь, когда у него перед глазами будет соответствующий пример взрослых, когда мир окажется (дай Бог!) добрым и открытым для него.

Родители часто сами начинают делать трагедию из того, что карапуз никому не дает поиграть своими игрушками. При этом настаивают, чтобы ребенок сейчас же дал свою машинку Пете — „пусть он тоже поиграет", грозятся отправить кроху домой, если тот будет жадничать, или, еще хуже, просто насильно вырывают игрушку и отдают другому.

Вот в таком случае действительно могут появиться проблемы, и родителям необходимо подумать об этом заранее. Дело может дойти до того, что ребенок начнет бояться, что у него отберут что-то, ему по праву принадлежащее, а если родители называют его жадиной, то может поверить, что он и вправду такой.

Не усугубляйте проблемы: то, что мы принимаем за жадность, проявляется лишь иногда, и только в определенных ситуациях. Например, малыш спокойно дает желающим свои игрушки, а с чем-то новым, что его радует, расстаться даже на минуточку не может — это выше его сил. Иногда ребенок отказывается делиться с кем-то, кто ему не нравится, кому он не доверяет, будь то взрослый или сверстник. Порой жадничает с младшими, а старшим позволяет играть его игрушками сколько душе угодно. Бывает, что с жадностью связан какой-то период детства. Со временем это проходит.

Какой же линии поведения придерживаться? Во-первых, никогда не вешать ярлыков и не называть кроху „жадиной". Наоборот, говорить, что он добрый и если захочет, то поделится своими „сокровищами".

Но это ему решать, потому что он — хозяин. Если малыш все-таки не желает ничего никому давать, поменьше акцентируйте на этом внимание. И еще: будьте „за” него. Объясните другим ребяткам: „Ничего не поделаешь, наш сыночек сам хочет поиграть своей игрушкой”.

Все в дом!

Проблема не только в том, что ребенок не хочет делиться. Это может привести к сложностям в общении со сверстниками, к отсутствию желания сотрудничать и договариваться с ними. Тем более, если малыш пытается отобрать игрушки у соседей по песочнице. Тогда с ним точно никто из других детей не захочет играть. Порой попытки присвоить игрушку другого малыша можно объяснить тем, что дети 1,5–2 лет, прекрасно понимая, что значит „мое”, с трудом воспринимают, что такое „чужое”. Когда они видят игрушку в руках другого малыша, то берут ее — как если бы обнаружили ее на полу или на диване. Они не замечают хозяина, все их внимание сконцентрировано на игрушке. А если „захватчик” физически сильнее, то может запросто ее выхватить. Когда его начинают ругать, малыш удивлен: „За что?!”. Игрушка же такая необычная, красивая, занимательная, ее так хочется взять в ручки, рассмотреть!

Поэтому читать нотации не имеет смысла. Просто каждый раз не уставайте объяснять ребенку, что это „не наше”, это игрушка вон того малыша. Ты же сам решаешь, давать тебе кому-то свои вещи или нет, вот и он тоже сам распоряжается своими вещами.

Можно попытаться переключить внимание с игрушки на эмоции того ребенка, у которого ваш шустрик что-то захватил. Тот наверняка будет как минимум расстроен. Вообще, отвлекающий маневр — очень правильная тактика во многих конфликтных ситуациях с детьми. Когда над детской площадкой сгустились тучки и уже понятно, что дети не намерены уступать друг другу, просто переключите внимание вашего ребенка на что-то иное.

Придет время, и малыш начнет понимать, что значит „не наше” и „чужое”. Некоторых детей от „воспаления жадности” лечит… детский сад. Там все игрушки коллективные, поэтому учиться договариваться хочешь не хочешь, а придется. Иначе никто просто не будет с тобой играть.

Практикум щедрости

Как ненавязчиво, не давя на малыша, помочь ему спокойнее относиться к своим вещам, научить делиться, легко и открыто общаться с другими ребятами?

Уже в раннем детстве играйте дома в „Дай, пожалуйста!” — „Спасибо большое!”. Радуйтесь и благодарите, когда малыш приносит вам что-то из своих игрушек, угощает своей едой. Это своеобразная тренировка способности делиться с кем бы то ни было.

Очень важен пример взрослых. Бабушка, которая делит на всех ягоды, раскладывая их по тарелкам, и папа, который хочет съесть последний блинчик и спрашивает, не против ли кто-нибудь, проводят серьезную воспитательную работу.

К общению с другими детьми нужно подготовиться. Когда отправляетесь гулять, то берите с собой не только любимые ребенком вещички, но и те, к которым тот практически равнодушен. Последние можно без терзаний предложить соседям по песочнице. Если ваш сынок или дочка старше двух лет, его можно заранее подготовить дома.  Скажите малышу так: „Тебе же хочется, чтобы с тобой во дворе играли ребятки? Выбери сам, что тебе не жалко будет дать им на время”.

Кроме того, даже любимые игрушки малышу проще не отдать, а обменять на чужие. Предложите ему поменяться и объясните выгоду: так каждый порадуется — поиграет с новой для него чудесной игрушкой.
Своеобразной тренировкой бескорыстия и доброты может также стать сбор старых игрушек в пользу кого-то. Хорошая идея — собрать в пакет то, из чего он уже вырос, или то, во что он просто не играет. И потом передать его либо „по наследству” младшим знакомым, либо в дом малютки. Замечательно, если это будет подарок вполне конкретным детям. Поезжайте в дом малютки вместе, чтобы малыш видел тех, кому он дарит подарок.

Поговорите с ребенком о жадности и щедрости с примерами из стихов, сказок, песенок, хороших мультфильмов. Можно попробовать придумать поучительную историю самим, а малыш пусть самостоятельно попытается сделать вывод. Почитайте ему стихи Агнии Барто про жадного Егора, или такие: „Мне грустно без игрушки — любимая была, но все-таки лягушку подружке отдала…”

В „Денискиных рассказах” Виктора Драгунского тоже много примеров преодоления детьми собственной жадности. Покажите малышу мультфильм „Сладкая сказка” про жадного дракончика, который пришел на день рождения и все съел  до прихода гостей.

Почти наверняка с годами ваш маленький жадинка излечится от этой „болезни”, станет щедрым и великодушным.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Детские игры на портале Дети сети...