Как-то раз у сына пятиклассника был литературно-музыкальный вечер.
Класс музыкальный, плюс с младых ногтей их культурно образовывают в виде пения-хореографии-актерского мастерства и всего такого изящного. Звонит мне накануне классная руководительница и спрашивает: вы конкурс буриме не проведете? - Да отчего же нет - проведу. - А потом, может, стихи почитаете? - Почитаю. Какие? - Свои...
В этом месте у меня случился небольшой затык: вроде как в трубку смеяться неприлично, но и сделать вид, что я просто ломаюсь, тоже не хотелось бы. Короче говоря, вежливо отказалась и предложила на выбор Ахмадулину, Бродского, Левитанского, солнце русской поэзии, серебряный век, все что угодно, просто назовите. В итоге было предложено выбрать самостоятельно, но чтобы, конечно, за душу взяло.
Что может взять за душу одиннадцатилетних отпрысков, я, честно говоря, слабо представляла. Потому решила не мудрствовать лукаво и остановилась на Слуцком, про лошадей в океане. То есть как вариант рассматривался еще Асадов, но его пришлось бы восстанавливать в памяти, а Слуцкого, как выяснилось, я еще помнила наизусть довольно прилично. Меня, правда, немного смущал трагический накал, но в конце концов, я подумала, что сильные эмоции действуют на душу очищающе.
Это то самое стихотворение, в котором "лошади умеют тоже плавать, но не хорошо, не далеко, глория по русски значит слава - это вам запомнится легко". Что сказать по факту... Пролетела я, как фанера над Парижем, по наиполнейшей программе и с лошадями, и со Слуцким. Я всего ожидала, но не того, что дети будут... смеяться. То есть мне даже в голову не приходило: над ЧЕМ там можно смеяться (если бы хоть на капельку пришло, я бы не стала экспериментировать). А теперь я знаю над чем. Например, фраза "кони шли на дно и ржали, ржали, все на дно покуда не пошли..." - смешная. Потому что в ней лошади ржут, ржут... Понятно, что родители, сидевшие сзади одергивали и шикали, но...
Вот мы (это взрослые) их (это детей) учим танцевать, декламировать, каким-то прочим красивостям и полезностям, облагораживаем кругозор. Мы не учим их ничему плохому (у всех же приличные семьи, ага). И можно трехтысячный раз удивляться и округлять глаза - да как же так? И осуждать можно. И не понимать можно. И не обращать внимание - тоже можно. И ссылаться на время, на окружающий мир, на жизнь, на телевизор, на деньги, на нехватку времени, на злой мир, на гадкую жизнь, на необходимость пахать, чтобы сводить концы с концами... Длить и длить и длить список сей... Неохота. Знаю, что цинично звучит, но, как говорится, проехали.
Хотя врать не буду - история меня зацепила. Потому на следующее утро я сына спрашиваю:
"Слушай, я конечно опрофанилась с лошадями. Как думаешь?"
"С чего взяла? Всем понравилось."
"Ага, очень. Ребята же смеялись. Это ужас просто".
"Ну смеялись и смеялись. Тебе то что? Я же у тебя не смеялся. И еще были, кто не смеялся. Пусть у тех родителей, чьи дети смеялись, душа болит. А ты-то тут при чем?.."
Короче говоря, не лезь не в свое дело.
... Я даже не знаю, что здесь сказать.
Разве что: нечего было выпендриваться с очищениями детских душ - есть проверенный и всегда к месту Пушкин, так нет же...
© Ася Галкина |