Вот такая у нас погода

Яндекс.Погода
Детская самооценка
05.05.2014 09:37
Фотограф Моника ЖборовскаКаждый родитель хочет, чтобы его ребенок вырос здоровым, счастливым, умным, талантливым, самым-самым. Для этого детей с раннего детства начинают водить в школы развития, кружки и секции. Но важно не только и не столько развить способности ребенка, важно, дать ему веру в себя, в то, что способности у него есть и он может их проявлять, а еще создать ощущение собственной ценности: «Я есть и это здорово!», «Я смогу! У меня получится!». Психологи называют такое внутреннее отношение к себе – самооценкой, самоценностью. Самоотношение и самооценка - это не врожденная данность, они формируются в первые шесть лет жизни ребенка. И складывается самооценка в процессе общения с окружающими людьми, прежде всего - с родителями – ведь именно с ними проводит большую часть времени ребенок. Что же могут сделать родители, для того, чтобы помочь ребенку научиться ценить себя и обрести веру в свои силы?

Психология – не относится к точным наукам. Принцип «нажми на кнопку – получишь результат» - здесь не работает. И все же есть общие закономерности развития. Детская логика проста: «Я такой, каким меня видят родители, как они относятся ко мне».
В первые годы жизни у ребенка важно сформировать, а потом – поддерживать, безусловное положительное отношение к себе - «Замечательно, что я есть!».

Для этого необходимы:

тактильный контакт – ласковые прикосновения, объятия, веселые поваляшки и т.д. и т.п.
визуальный контакт – важно смотреть в глаза ребенку, разговаривая с ним и слушая его.
вербальный - когда родители говорят ребенку о своих чувствах: «Я тебя люблю!», «Я рада, что ты у меня есть!», «Мне интересно играть с тобой!».

Все это знает каждый родитель, но не каждый помнит, какое огромное значение имеют эти, казалось бы, простые действия, для развития ребенка.
После трех лет формируется собственно самооценка – оценка своих действий, себя. Она возникает на основе знаний и мыслей о себе. Оценка дошкольником самого себя во многом зависит от того, как его оценивает взрослый. Вот ребенок нарисовал что-то и показывает родителям. Можно просто похвалить («Молодец!»); можно заметить, что соседний мальчик рисует более аккуратно; оценить реалистичность рисунка («Разве так бывает в жизни?») или попросить не мешать вам сейчас. А можно вместе рассмотреть рисунок; узнать, что в нем нравится самому ребенку; рассказать о том, какие чувства вызывает рисунок у вас; вместе придумать историю по рисунку, проиграть ее. И если и сравнивать ребенка, то с ним самим – ведь несколько месяцев назад, он рисовал немного по-другому.
Такой интерес и внимание к мыслям, чувствам и действиям ребенка позволяют ему ощущать свою ценность, а сравнение с самим собой – способствует развитию адекватной самооценки.

Наталья Чурилова - психолог центра MiddleWay, ведущая фестиваля Душа и Дело (12-15 июня), будет проводить авторскую диагностическую методику "Я и мой ребенок"


 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Детские игры на портале Дети сети...