Вот такая у нас погода

Яндекс.Погода
Налево! Направо!
( 1 Vote )
18.10.2010 12:52

zapreshaychie_026_bigНа-леееевооо! На-прааавооо!

Нужно ли учить малыша различать эти понятия, учить ребенка ориентироваться в пространстве? Многие из нас даже будучи взрослыми образованными людьми путают лево с право. Порой нужно несколько секунд, чтобы сориентироваться. И кажется, мы от этого не сильно страдает.

 

И все-таки, как считают психологи и педагоги, этому навыку нужно уделять внимание, и чем раньше, тем лучше.

Вспомните пример из истории – когда командиры вместо «направо-налево» были вынуждены командовать «сено-солома», потому что рекруты, которые в основном набирались из крестьян, не умели различать левую и правую сторону. Этот пример демонстрирует не столько низкую образованность, сколько трудность обучения этому навыку взрослых людей.

Кроме того, плохо или неточно сформированные пространственные представления влияют и на интеллектуальное развитие ребенка. Могут возникнуть сложности с конструированием, письмом, счетом и даже занятиями физкультурой, танцами.

Итак, мы определились с тем, что учить ребенка различать право и лево нужно.

Как и когда

В нашем организме нет специального органа чувств, который отвечал бы за пространственную ориентацию. Мы воспринимаем пространство благодаря взаимодействию зрения, слуха и осязания, развивается этот навык постепенно, по мере приобретения чувственного опыта и знаний о мире

Маленький человек начинает знакомиться с пространством с себя. Сначала он определяет границы своего тела, затем начинает понимать – где низ, где верх, далеко или близко. Только к двум годам у ребенка начинают складываться представление о правой и левой стороне, завершается этот процесс только к 6ти годам. Поэтому не нужно быть излишне требовательным к своему ребенку. Ваша задача – помочь ему.

Начать «обучение» Вы можете с самого рождения – от вас требуется лишь проговаривать вслух название сторон и частей тела. Одеваете малыша и проговариваете – левая ручка, правая ручка. Моете ребеночка – моем спинку, моем животик...

Знание частей своего тела очень помогут ребенку ориентироваться в пространстве в дальнейшем, ведь даже трехлетний малыш все еще связывает понятие «впереди» со своим лицом, «сзади» - со спинкой.

Также нужно обращать внимание на взаимообратные направления: спереди-сзади, вверху-внизу, слева-справа.

Вообще, чем больше вы говорите с ребенком, чем больше слов и понятий используете в своей речи, обращенной к малышу, тем быстрее он будет развиваться. Причем это развитие очень бережное - повседневные занятия «между прочим» не напрягающие психику ребенка. И кроме того, от Вас тоже не требуется особых усилий. Ведь совсем не сложно комментировать свои действия вслух.

Развиваемся играючи.

Вот несколько несложных игр с малышом на развитие пространственных навыков.

1) Во время массажа на гимнастическом мяче проговариваете вслух– «вперед» , «назад», «влево», «вправо».

2) В самом раннем возрасте – показываете малышу игрушку пододвигая и отодвигая ее от лица ребенка – проговаривая – «мишка далеко», «мишка близко»

3) Когда малыш научится пользоваться ручками покатайте с ним мячик по полу – малыш катит мяч вперед, вы катите мяч назад. А теперь от правой ручки к левой ручке – мяч катиться справа на лево, и обратно – слева на право. Опять же - говорите о том, куда катится мяч.

4) Для запоминания названий частей тела, можно «искупать» куклу – "сейчас помоем личико, теперь помоем спинку"... Сначала Вы можете ребенку говорить, что нужно помыть, потом пусть ребенок расскажет – какие части тела уже «вымыты», и что он собирается «помыть» потом.

5) На распутье. Возьмите четыре игрушки. Определите исходную позицию, расставьте игрушки по четырем сторонам и расскажите ребенку

Направо пойдешь – машину найдешь

Налево пойдешь – куклу найдешь

Вперед пойдешь – мячик найдешь

Назад вернешься – зайчика встретишь.

Затем спросите малыша: «Куда ты хочешь пойти? Что ты хочешь найти?». Ребенок отвечает: «Я хочу пойти налево и найти куклу». Малыш идет за нужной ему игрушкой, затем игра повторяется. Можно совершенствовать и усложнять ее по мере достижений ребенка.

6) Очень веселая игра для малышей 3-4-х летнего возраста – дотрагиваться по команде до разных частей тела. Например, вы просите дотронуться малыша правой ручкой до своей левой щечки, а потом левой ручкой до Вашего левого уха. И весело и познавательно. И пространственные навыки, и координация, и закрепление понятий.

plastikovye-stakanchiki-40-B7) Возьмите непрозрачные стаканчики разного цвета (например, от пирамидки), спрячьте под одним из них игрушку, шарик, сюрприз для малыша. И попросите ребенка найти его, руководствуясь указаниям. Например, шарик спрятан под правым стаканчиком, или шарик находится справа от синего стаканчика, шарик находится между оранжевым и белым стаканчиком. На стаканчики можно наклеить также цифры или геометрические фигуры – и ввести в подсказки новые ориентиры. Шарик между тройкой и пятеркой, по диагонали вниз вправо от прямоугольника.

8) Также для деток постарше можно устраивать настоящие поиски сокровищ. Вы прячете игрушку или какое-то другое «сокровище» на улице или в доме. Определяете исходную позиции для ребенка и отдаете указания – например, два шага вперед, один шаг направо, три шага назад...

вверх-вниз9) Сигнальные флажки. Для игры нужно сделать два флажка разного цвета. Вы отдаете команды – красный флажок вверх, синий вниз; правую руку вперед, синий флажок – вправо. Команды и варианты Вы, конечно, можете придумывать на ходу. Для ребенка 6-7 лет будет интересно выучить русскую семафорную азбуку - и отправлять сообщение со "своего коробля".

И главное – не забывайте предлагать ребенку быть Ведущим. Иногда ошибайтесь, выполняя поручения – малышу будет приятно поправить Вас и объяснить, как нужно было сделать.

Конечно, это только примеры, Вы можете придумать массу всевозможных игр и занятий. Нам просто хотелось продемонстрировать – что достаточно сложные понятия и навыки можно преподнести легко и весело.

Ну и на последок несколько веселых стишков и песенок. Вы можете выучить их с ребенком и показывать рассказывая.

Ручку правую вперед,
А потом ее назад
И опять ее вперед
И немножко потрясем.
Мы танцуем буги-вуги
Поворачиваемся по кругу!..

Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т.д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова - правою ногой,
Снова - левою ногой,
После - правою ногой,
После - левою ногой.
Вот тогда придешь домой!
(И. Токмакова)

Стоял ученик
На развилке дорог.
Где право, где лево,
Понять он не мог.
Но вдруг ученик
В голове почесал
Той самой рукою,
Которой писал,
И мячик кидал,
И страницы листал,
И ложку держал,
И полы подметал.
«Победа!» - раздался
Ликующий крик,
Где лево, где право,
Узнал ученик. (Берестов В.)

Где ПРАВЫЙ, где ЛЕВЫЙ -
Где ЛЕВО, где ПРАВО?
Легко вам отвечу,
Подумавши здраво.
Это ПРАВАЯ рука,
Она послушна и крепка.
ПРАВОЙ - я ложку держу,
Пса на поводке вожу,
ПРАВАЯ -мячик кидает,
А ЛЕВАЯ - ей помогает.

Веселых вам занятий.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Рейтинг детских сайтов - Ваше чадо Детские игры на портале Дети сети...